Начало производства ГАЗ-АА

Прототипом для знаменитой полуторки стал американский грузовик Ford AA образца 1930 года с грузоподъемностью полторы тонны. По проекту бюро Альберта Кана была создана архитектура Горьковского завода по примеру "Ривер-Руж". Грузовик "Форд АА" получил новое наименование — ГАЗ-АА.

Технические данные

Мотор: ГАЗ-АА — 3,28 л, 40 л.с.; ГАЗ-ММ — 3,28 л, 50 л.с.

Габариты: Длина: 5,33 м, Ширина: 2,04 м, Высота: 1,97 м

Вес: 1810 кг

Предельная скорость: 70 км/ч

Расход топлива (контрольный): 19,5 л на 100 км

Модификации

Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА с повышенной проходимостью, имеющий шесть колес и конфигурацию 6×4, был рассчитан на грузоперевозки до 2 тонн. Он был основан на модели «Форд-Тимкен» 1931 года. Производство действовало с 1934 по 1943 год и в 1937 году этот автомобиль оснастили усиленным двигателем мощностью 50 л.с. и комплектующими от ГАЗ-ММ. Всего до 1943 года было произведено 37373 единицы.

На основе шасси ГАЗ-ААА производились штабные автобусы ГАЗ-05-193 в период с 1936 по 1945 год, как и бронеавтомобили БА-6 (1936—1938 гг., 394 шт.), БА-10А (1938—1939 гг.), БА-10М (1939—1941 гг., всего 3331 шт.). В конце 1930-х годов на укороченных шасси устанавливались бронекорпуса, использованные в ранних сериях бронеавтомобилей, что дало начало моделям БА-27М (1937—1938 гг.), БАИ-М и БАИ-3М (1939—1940 гг.).

Также были созданы опытные модели БА-6 м и БА-9; изготовлены прототипы плавающих бронеавтомобилей ПБ-4 (1933—1934 гг., 6 шт.) и ПБ-7 (1936/37 гг., 1 шт.). В дополнение выпускалась боевая химическая машина БХМ-1 (1935—1937 гг.) и разработан санитарный бронетранспортер БА-22, рассчитанный на перевозку 10 раненых (1937 г.).

Первый сошедший с конвейера

29 января 1932 года выпущен первый соотечественный ГАЗ-АА. Машина подвергалась постоянным улучшениям, идя в работу и в народное хозяйство, и в военные силы. Военные дали прозвище "полуторка", отражающее ее грузовместимость.

Тонкости производства

Советские инженерные умы с начала выпуска модели вносили изменения в конструкцию "американца". Часть узлов была усилена или модернизирована. С 1933 года автомобиль собирался из отечественных запчастей. Производительность завода достигала 60 автомобилей в день.

Усовершенствования и модификации

В 1934 году кабина автомобиля стала металлической, а крыша обшита дерматином. В 1938 году двигатель был заменен на более мощный, а также укреплены подвеска и рулевой механизм. Так родилась модель ГАЗ-ММ. В 1941 году Красная армия имела свыше 150 тысяч таких грузовиков.

В годы войны

Во время войны рабочие Горьковского завода в условиях атак продолжали производство. Для фронта было собрано около 140 тысяч полуторок, упростившихся в конструкции: машины имели тканевые крыши и двери. Эти машины были известны как ГАЗ-ММВ.

"Дорога жизни"

В сентябре 1941 года, когда Ленинград оказался в блокаде, началась работа автомобильной дороги, ставшей "Дорогой жизни". За перевозку и эвакуацию отвечали 2 877 машин, среди которых значительное количество составляли грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММВ.

Автомобильные модификации на базе ГАЗ-АА

ГАЗ-АА модифицировался, включая санитарные машины, такие как ГАЗ-55. А в 1938 году на заводе Ижорском разработали бронеавтомобиль БА-10 на основе шасси ГАЗ-ААА. К окончанию войны было произведено около 3400 таких бронемашин. Последний ГАЗ-ММ сшел в 1949 году, и машина продолжала использоваться до конца 60-х годов.