История началась: Первое поколение (1983-1988) — Революция в доступности
История Suzuki Cultus началась в октябре 1983 года, когда компания Suzuki представила этот революционный компактный хэтчбек на японском рынке. Первое поколение, обозначенное индексом SA, было разработано как совместный проект General Motors и Suzuki. GM изначально разрабатывала проект как собственный "M-car", но когда поняла, что проект не будет прибыльным, продала незаконченный дизайн Suzuki в обмен на 5% акций компании.
Габариты первого поколения: примерно 3395 миллиметров в длину, 1490 миллиметров в ширину и 1390 миллиметров в высоту, с колесной базой 2240 миллиметров. Дорожный просвет примерно 150 миллиметров.
Главной фишкой Cultus было то, что Suzuki создала первый доступный передний привод хэтчбек для среднего класса с революционно низкой ценой — первоначальная цена была примерно 600 000 иен ($2,500 по курсу 1983 года).
Двигатели первого поколения:
1.0-литровый трёхцилиндровый четырёхтактный двигатель мощностью 60 лошадиных сил — базовая версия. 1.3-литровый четырёхцилиндровый двигатель мощностью 70 лошадиных сил — версия с большей мощностью.
Трансмиссия: пятиступенчатая механика или трёхступенчатый автомат. Привод: передний FWD или опционально полный 4WD.
Огромный успех первого поколения: уже в первый год было продано 1000 единиц в месяц, а в 1984 году — 1300 единиц в месяц. За пять лет производства было выпущено примерно 1 миллион экземпляров.
Глобальное распространение: General Motors и другие марки
Благодаря альянсу между Suzuki и GM, Cultus была глобализирована под множеством названий:
- Chevrolet Sprint — США, Канада - Geo Metro — США (1989-1997) - Pontiac Firefly — Канада (1990-1997) - Holden Barina — Австралия - Maruti 800/1000 — Индия (производство под лицензией) - Suzuki Cultus — Япония, Пакистан - Suzuki Swift — Европа и остальной мир
Это была одна из самых успешных в истории стратегий глобального распределения одного автомобиля.
Второе поколение (1988-1998) — Вариатор и седан
В 1988 году компания Suzuki представила второе поколение Cultus/Swift с увеличенными габаритами, новым дизайном и революционным вариатором CVT. На этом этапе появилась версия Cultus Esteem (седан).
Двигатели второго поколения:
- 1.0-литровый трёхцилиндровый (60 л.с.) - 1.3-литровый четырёхцилиндровый (80-85 л.с.) - 1.5-литровый четырёхцилиндровый (98-101 л.с.) - 1.6-литровый четырёхцилиндровый (115 л.с.) (в некоторых версиях)
Главная инновация — вариатор CVT — впервые появился на Suzuki Swift, став революционной трансмиссией.
Третье поколение (1995-2002) — Baleno и Crescent
В 1995 году дебютировало третье поколение Cultus, которое на японском рынке было названо Cultus Crescent, а на глобальном рынке — Suzuki Baleno. На этом этапе началось постепенное отделение японского название (Cultus) от глобального (Swift/Baleno).
Четвёртое поколение (2004-2010) — Современность
В 2004 году была представлена четвёртое поколение Swift/Cultus на новой платформе с современным дизайном и инновационными системами безопасности.
Пятое поколение (2010-2016) — Последний Cultus в Японии
В 2010 году на японском рынке было представлено пятое поколение Swift, но японское имя "Cultus" исчезло после 2016 года, оставаясь только в некоторых развивающихся странах (особенно в Пакистане).
Шестое поколение (2016-2025) — Современный Swift
В 2016 году была представлена шестое поколение Swift/Cultus на платформе HEARTECT — современный дизайн и инновационные системы.
Габариты шестого поколения: 3840 миллиметров в длину, 1735 миллиметров в ширину и 1495 миллиметров в высоту, с колесной базой 2430 миллиметров. Дорожный просвет 170 миллиметров.
Двигатели шестого поколения:
- 1.2-литровый четырёхцилиндровый K12M мощностью 84-89 л.с. - 1.0-литровый турбированный Boosterjet мощностью 102-112 л.с. (новая инновация)
За 42 года производства (1983-2025) было выпущено примерно 10+ миллионов экземпляров Cultus/Swift — одна из самых успешных моделей в истории.
Надежность и долговечность
Владельцы Suzuki Cultus/Swift всех поколений отмечают выдающуюся надежность машины. Трёх- и четырёхцилиндровые двигатели при правильном обслуживании способны преодолевать 200+ тысяч километров пробега. На вторичном рынке Cultus/Swift пользуется огромным спросом благодаря надежности и экономичности.
Культурное значение
Suzuki Cultus/Swift оказала огромное влияние на мировой автомобильный рынок:
- Революционная доступность компактного хэтчбека - Символ японского качества по низкой цене - Первый доступный переднеприводный компактный хэтчбек для массового рынка - Один из самых успешных экспортов Suzuki и Japan
Заключение: Сорок два года легенды
Suzuki Cultus/Swift — это легендарный компактный хэтчбек, который на протяжении сорока двух лет производства (1983-2025) доказывает, что доступность, надежность и практичность могут быть объединены в действительно вечном автомобиле. От первого революционного хэтчбека 1983 года до современного шестого поколения 2025 года — Swift постоянно эволюционировала, оставаясь верна своему видению как доступного, надежного и экономичного компактного транспорта для миллионов людей по всему миру.
На вторичном рынке Suzuki Cultus/Swift продолжает пользоваться огромным спросом благодаря надежности, экономичности и доступной цене. История Cultus/Swift показывает, что правильная комбинация простоты, надежности и доступности может создать поистину легендарный автомобиль, который служит поколениям автолюбителей с честью и достоинством.